МБДОУ детский сад №5 г.Задонска

Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям

 Дошкольное детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающее утро, и мы говорим: «Доброе утро!»

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если и воспитатели наполняют жизнь малыша светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал. А что может духовно обогатить среду? Народная мудрость, его поэтическое слово, образец духовного наследия. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат  из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, прибаутки, небылички, подговорки, басенки.

Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку раньше того, как он научится удерживать в руках предметы, рассматривать картинки. Уже в первые месяцы жизни, взрослый подговаривает  малышу напевные двустишия или четверостишия: «Ой лю-ли, лю-ли, прилетели гули!», «Ай, тюшки-тюшки, вырастали лопушки» и т.д.

  На третьем году жизни у детей формируется наглядно-образное мышление и воображение.

Содержание первых сказок направлено на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания герою или другим персонажам. Это обнаруживается в сказках, подчёркивающих, например, физическое напряжение – «тянут - потянут, а вытянуть не могут» («Репка»), или просьбу – «пустите меня к себе» («Теремок»), или печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет» («Курочка ряба»), или прямую угрозу – «я тебя съем» («Колобок») или нежность, заботу – «козлятушки, ребятушки» («Волк и семеро козлят»). Вся палитра человеческих отношений раскрывается перед ребёнком в доступном содержании первых народных сказок.

Потешки – особый вид малого фольклорного жанра, это начальное, предварительное звено в работе с детьми третьего года жизни. В каждой потешке действует 1-2 персонажа, потешка – это художественное произведение, рассчитанное на образное восприятие героев, она раскрывает характер героя, его образ, настроение: лисонька хитрая, коварная, волк злой, сердитый, белка быстрая, проворная, гуленьки добрые, нежные и т.д.  Важно сопровождать чтение потешек показом картинок, фигурок на фланелеграфе.

Малые фольклорные формы (песенки, потешки, стишки, подговорки, уговорушки и т. п.) – прекрасный речевой материал, способствующий пониманию речи.

Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу.

В потешках, песенках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстаёт перед взором малютки – без лукавства и фальши.

С младшего дошкольного возраста дети знакомятся с малыми формами фольклора: загадками, колыбельными песенками, закличками к солнышку, дождику, песенками-колядками. В детском саду песенки, потешки, заклички дети поют и читают игрушкам, гостям. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение малых форм фольклора в дошкольном возрасте огромно, так как они расширяют знания об окружающем, развивают чувство сострадания, сочувствия, обогащают речь, мелодику и ритм русского языка.

В средней группе детей знакомят с загадками. Они построены на описании и сравнении. Загадка – это короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он.

Знакомя с колыбельной песенкой, мы объясняем её назначение и особенности (тихая, мелодичная, монотонная, медленная). В этом возрасте детей знакомят и с пословицами, помогают раскрыть их смысл и обстановку, моменты, когда пословица произносится.

В старшем дошкольном возрасте добавляются такие формы малого фольклора, как дразнилки, мирилки, считалки, докучные сказки, небылицы, страшилки. Дети данного возраста способны более глубоко осмысливать содержание произведений и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Также детей старшего возраста знакомят с русской народной лирической песней, частушкой, демонстрируя, как в этом виде словесно-музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости.

Изучение детского календарного фольклора осуществляется через участие детей в календарных праздниках. Так, в Рождество дети ходили со «звездой» - славили Христа; на Святках поздравляли детей из соседней группы колядкой. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры отражают быт, развивают ловкость, силу, меткость, чувство коллективизма, воспитывают доброту, взаимопомощь, сплоченность, поднимают настроение.

 Используя широко все виды фольклора, мы помогаем детям сохранить особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей со сказками, потешками, пословицами, загадками, поговорками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, заклички, уговорушки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее; в пословицах и поговорках высмеиваются недостатки, метко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Знакомя детей с народными праздниками и традициями, мы также приобщаем их к народной культуре.

Фольклор вобрал в себя все виды национального искусства – от пляски, былины, сказки, музыки до театра. Он учит детей добру, помогает лучше познать мир, глубже изучить русскую культуру и нести это наследие новым поколениям. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей и средством приобщения их к общечеловеческим ценностям.

Воспитатель Ярис Надежда Васильевна

31 января 2014 в 13:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.